Краткая историческая справка Негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Новая Чара открытого акционерного общества Российские железные дороги»

«Чарская долина» — одно из красивейших мест северного Забайкалья. Природа будто специально позаботилась чтобы упрятать этот уголок в окружение высоких остроконечных гор: с северо-востока хребтом Кодар, с юго-запада Удокан. В переводе с эвенкийского «Чара» значит всего-навсего – «мель» и относится к здешней реке «Чара». Peski1Но всякий, кто сюда попадает, неизбежно уверяется в том, что название долины произошло от странного очарования, какое охватывает человека в этих краях. Очарование начинается с первого взгляда из идущего на посадку самолета: среди лета заснеженные пики и рядом – зеленая тайга, и в тайге – желтая песчаная пустыня. На краю пустыни сверкает среди зелени наледь, а дальше озеро с такими знакомыми очертаниями – точь-в-точь Байкал в миниатюре…

Но притяжение этой земли обусловлено не столько законами прекрасного, сколько экономическими рычагами. Славу Чарским краям принес хребет Удокан – его природные богатства и одно из самых богатейших месторождений меди, открытое в 1949 году. Месторождение оказалось уникальным и требовало к себе серьезного отношения. Приход БАМа лучшее тому подтверждение. Именно в этот период и появилось наше учреждение. Произошло это в 1980 году, во времена строительства центрального участка Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). К этому времени здесь проживали 3 десятка детей и около 400 взрослых, в основном строители железнодорожной трассы из отрядов десантов республик СССР и подразделений управления «БАМстройпуть». На первых порах под амбулаторию была выделена одна комната, площадью 12 кв.м., в доме по ул. Азарова, 3. Деятельность амбулатории возглавила выпускница Иркутского медицинского института терапевт З.К. Конышева. Кроме врача в штате амбулатории состояли две медицинские сестры и одна санитарка. За счет прибытия новых отрядов строителей, росла численность жителей Новой Чары и притрассовых населенных пунктов. Постепенно Читинские километры БАМ приросли поселками Икабья, Сюльбан, Леприндо. При оказании неотложной медицинской помощи жителям этих поселков, а также при проведении плановых профилактических осмотров вертолет был единственным и незаменимым средством передвижения сотрудников врачебной амбулатории.

В 1982 году, в бытность главного врача В.В. Огнева, медицинский пункт появился у Кодарского перевала. Он обслуживал тоннельщиков и работников механизированной колонны. Новый поселок Куанда прирастает амбулаторией, руководство которой поручают А.М. Ундаловой.

Новую Чару, как и остальные молодые бамовские поселки, не обошел стороной демографический бум. Сюда прибывали один за другим строительные отряды. Крупнейшим десантом явилась дислокация в Новой Чаре коллектива СМП «КазахБАМстрой». В начале 1980-х годов здесь насчитывалось уже более 13 тысяч человек, а количество населения, обслуживаемого амбулаторией, было вдвое большим. Это послужило решающим аргументом в пользу принятого решения о реорганизации амбулатории в линейную больницу.

В 1983 году был введен в эксплуатацию первый, а затем и второй корпус больничного комплекса в сборно-щитовом исполнении. На новых площадях разместились лаборатория, рентгеновский кабинет, хирургическое и гинекологическое отделения с операционным блоком, перевязочная, терапевтическое и детское отделения, приемный покой, пункт скорой медицинской помощи, поликлиника.

В 1983 году коллектив больницы, к тому времени получивший статус узловой, возглавила Т.А. Панина.

В 1997 году учреждение было включено в состав ЛПУ Восточно-Сибирской железной дороги, а его главным врачом назначен А.В. Коренев.

Судьбоносным для железнодорожного здравоохранения Чарского узла оказался и следующий, 1998 год, когда во время весеннего осмотра дороги начальником ВСЖД, принято решение о строительстве в Новой Чаре современного больничного комплекса. Первую очередь – стационар на 60 коек – ввели в эксплуатацию в 1999 году, строительство поликлиники завершилось в 2001 году.

В 2007 году в результате проводимой оптимизации негосударственных учреждений здравоохранения на ВСЖД больница была реорганизована в узловую поликлинику.

Сейчас узловая поликлиника на станции Новая Чара – это современный лечебно-диагностический комплекс, рассчитанный на 260 посещений в смену, с дневным стационаром на 15 коек. В структуре выделена лаборатория психо-физиологического обеспечения, здравпункты ПРМО на станциях Новая Чара, Куанда, Икабья.

Как и в прежние годы, основными приоритетами работы коллектива остаются оказание доступной специализированной медицинской помощи населению, медицинское обеспечение безопасности движения поездов. В учреждении функционирует врачебно-экспертная комиссия, специалисты которой имеют подготовку по профпатологии и экспертизе профпригодности.

Успешному решению поставленных задач способствует не только хорошая материально-техническая база, но и высокий кадровый потенциал, содружество усилий специалистов отраслевого и регионального здравоохранения..

Коренев А.В.

ПечатьE-mail